Навигация
 
Главная  - Финансы  - Книги  - Финансы и статистика - Ковалева А.М.
Финансы и статистика - Ковалева А.М.
<< Содержание < Предыдущая Следующая >

Фонд обязательного медицинского страхования

Фонд обязательного медицинского страхования создан в соответствии с Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28 июня 1991 г №1499-1 в редакции Закона РФ от 2 апреля 1993 г. №4741-1 и предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования.

Финансовые средства фонда формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование.

Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год» (от 24 февраля 1993 г № 4543-1)

Основными задачами Федерального и территориальных фондов в системе обязательного медицинского страхования являются

  • обеспечение реализации Закона Российской Федерации «Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации»,
  • обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан;
  • достижение социальной справедливости и равенства всех граждан;
  • участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики;
  • обеспечение ее финансовой устойчивости.

Для выполнения этих задач в области финансовой политики и финансирования Федеральный фонд обязательного медицинского страхования:

  • выравнивает условия деятельности территориальных фондов по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;
  • проводит финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
  • организует разработки нормативно-методических документов, обеспечивающих реализацию вышеупомянутого Закона Российской Федерации;
  • совместно с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациями принимает участие в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования,
  • вносит в установленном порядке предложения о страховом тарифе на обязательное медицинское страхование;
  • производит набор и анализ информации о финансовых ресурсах системы обязательного медицинского страхования;
  • участвует в создании территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
  • контролирует рациональное использование финансовых средств системы;
  • аккумулирует финансовые средства Федерального фонда и осуществляет финансово-кредитную деятельность для выполнения задач, предусмотренных Положением о Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденном постановлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. №4543-1 .

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования в области финансово-кредитной деятельности и контроля за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования выполняют следующие основные функции:

  • аккумулируют финансовые средства территориальных фондов;
  • финансируют обязательное медицинское страхование, проводимое страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии, заключившими договоры обязательного медицинского страхования по дифференцированным нормативам, устанавливаемым правлением территориального фонда;
  • проводят финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;
  • выравнивают финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования;
  • предоставляют кредиты, в том числе на льготных условиях, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств;
  • накапливают финансовые резервы для обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования;
  • совместно с органами государственной налоговой службы РФ контролируют своевременное и полное поступление в территориальный фонд страховых взносов, а также рациональное использование поступивших финансовых средств;
  • согласовывают совместно с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациями тарификацию стоимости медицинской помощи, территориальную программу обязательного медицинского страхования населения и вносят предложения о финансовых ресурсах, необходимых для ее осуществления, о тарифах на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию;

'Утратило силу в соответствии с Указом Президента РФ от 29 июня 1998 г. №729.

  • предоставляют Федеральному фонду информацию о финансовых ресурсах системы обязательного медицинского страхования и другую информацию в пределах своей компетенции.

Финансовые средства Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования образуются за счет некоторых общих и ряда собственных источников для каждого фонда. Важнейшие из них:

  • часть страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых законодательным органом РФ;
  • взносы территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;
  • ассигнования из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования;
  • добровольные взносы юридических и физических лиц;
  • доходы от использования временно свободных финансовых средств Федерального и территориальных фондов;
  • нормированные страховые запасы финансовых средств Федерального и территориальных фондов;
  • средства, предусматриваемые органами исполнительной власти в соответствующих бюджетах на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
  • финансовые средства, взыскиваемые со страхователей, медицинских учреждений и других юридических и физических лиц в результате предъявления им соответствующих требований.

Согласно Положению о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденному постановлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. №4543-1, страховой тариф взносов, уплачиваемых работодателем и иными плательщиками, определяется Законом Российской Федерации по представлению Правительства страны.

В соответствии с законодательством в 2000 г. для предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности страховой тариф взносов составляет 3,6% к начисленной оплате труда по всем основаниям в следующем соотношении: в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0,2%; в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 3,4%.

Плательщиками страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования являются:

  • предприятия, организации, учреждения;
  • филиалы и представительства иностранных юридических лиц (по выплатам как российским, так и иностранным гражданам);
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • родовые семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными видами хозяйствования;
  • граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;
  • граждане, занимающиеся в установленном порядке частной практикой, адвокаты, частные детективы, частные охранники, нотариусы;
  • граждане, использующие труд наемных работников.

Платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей, учащихся и студентов дневной формы обучения, пенсионеров, зарегистрированных должным образом безработных) производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.

Сроки уплаты страховых взносов определены Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Страховые взносы уплачивают:

  • все плательщики, являющиеся работодателями, - один раз в месяц в срок, установленный для получения заработной платы за истекший месяц;
  • граждане с тех видов доходов и в те сроки, которые установлены для них законодательством РФ о подоходном налоге с физических лиц;
  • физические лица, нанимающие граждан по договорам, - ежемесячно до 5-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты заработка этим гражданам;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства и родовые (семейные) общины малочисленных народов Севера,- один раз в год не позднее 1 апреля следующего года.

Органы исполнительной власти перечисляют платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения ежемесячно в размере не менее одной трети квартальной суммы средств,

предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах, с учетом индексации, не позднее 25-го числа текущего месяца.

Перейдем к рассмотрению основных экономических внебюджетных фондов.

Российский фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР созданы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала Российской Федерации» от 27 апреля 1992 г. №426. В постановлении Правительства Российской Федерации «О порядке образования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ» от 12''апреля 1994 г. №315 установлено, что в федеральных министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти, а также в корпорациях, концернах и ассоциациях, осуществляющих координацию деятельности по разработке, финансированию и реализации комплексных и целевых научно-технических программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (услуг) (далее НИОКР), действуют отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды НИОКР.

Внебюджетные фонды образуют:

  • Министерство науки РФ - Российский фонд технологического развития;
  • федеральные министерства - внебюджетные фонды министерства;
  • иные федеральные органы исполнительной власти - внебюджетные фонды ведомств.
  • корпорации, концерны и ассоциации (далее - объединения) -внебюджетные фонды объединений.

Внебюджетные фонды министерств, ведомств и объединений создаются по согласованию с Министерством науки РФ.

Внебюджетные фонды не наделяются правами юридических лиц и действуют от имени федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти и объединений, в которых они образованы.

Внебюджетные фонды формируются за счет ежеквартальных добровольных отчислений предприятий и организаций' независимо от форм собственности (далее - предприятия и объединения) в размере до 1,5% себестоимости реализуемой продукции (работ, услуг), а суммы отчисляемых средств включаются предприятиями и организациями в себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней от 22 декабря 1993 г. №2270». Указанные отчисления предприятиями и организациями не производятся, если реализуемая продукция (работы, услуги) изготовлялась для государственных нужд и ее производство финансировалось за счет бюджетных ассигнований.

Для осуществления операций по поступлению и расходованию средств внебюджетных фондов в банках открываются счета федеральным министерствам, иным федеральным органам исполнительной власти, а также объединениям.

Ежеквартально перечисляют средства в следующие внебюджетные фонды предприятия и организации на договорной основе:

  • входящие в объединение - во внебюджетный фонд объединения, в которое они входят;
  • входящие в несколько независимых друг от друга образующих внебюджетные фонды объединений - во внебюджетный фонд объединения по своему выбору;
  • не входящие в объединения, но находящиеся в ведении федерального министерства или иного федерального органа исполнительной власти - во внебюджетный фонд соответствующего министерства или ведомства;
  • не входящие в объединения и не находящиеся в ведении федерального министерства или иного федерального органа исполнительной власти - в любой из указанных внебюджетных фондов по своему выбору.

Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, а также объединения в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала Российской Федерации» от 27 апреля 1992 г. № 426 ежеквартально перечисляют в Российский фонд технологического развития 25% средств, поступающих в их внебюджетные фонды; для финансирования НИОКР, по которым они являются государственными заказчиками, могут на договорной основе консолидировать в своих внебюджетных фондах, часть средств внебюджетных фондов объединений, находящихся в составе или ведении указанных федеральных органов исполнительной власти. Размер средств, перечисляемых объединениями во внебюджетные фонды министерств и ведомств, устанавливается в договорах, заключаемых федеральными органами исполнительной власти с объединениями,

Министерство науки РФ осуществляет регистрацию внебюджетных фондов в порядке, определяемом совместно с Министерством финансов РФ, ведет реестр внебюджетных фондов.

Положение о Российском фонде технологического развития утверждается Министерством науки РФ с учетом постановления Правительства РФ от 12 апреля 1994 г. №315.

Положение о внебюджетном фонде утверждается федеральным министерством, иным федеральным органом исполнительной власти или объединением, в котором образуется внебюджетный фонд, с учетом указанного постановления и по согласованию с Министерством науки РФ.

Средства внебюджетных фондов направляются на финансирование НИОКР по созданию новых видов наукоемкой продукции, сырья и материалов; разработке новых и совершенствованию применяемых технологий, мероприятий по повышению технического уровня продукции; работ по стандартизации, сертификации и лицензированию Продукции, а также в области охраны труда и техники безопасности; разработке нормативных и конструктивных материалов и др. Эти средства могут размещаться на депозитных счетах в банках. В данном случае полученные доходы в виде процентов облагаются налогом на прибыль по установленной ставке, а оставшаяся часть направляется на увеличение средств соответствующих внебюджетных фондов.

Запрещается направлять средства внебюджетных фондов на проведение коммерческих операций. В случае необходимости федеральные министерства, иные федеральные органы исполнительной власти или объединения могут объединять по взаимной договоренности средства своих внебюджетных фондов. Выделение средств из внебюджетных фондов осуществляется на договорной основе.

Ответственность за целевое использование средств внебюджетных фондов возлагается на руководителей федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых образованы внебюджетные фонды.

Информация о финансовом состоянии внебюджетного фонда не составляет коммерческую тайну.

Контроль за целевым использованием средств внебюджетных фондов осуществляют Министерство науки РФ и Министерство финансов РФ. В случае нецелевого расходования средств они имеют право отменить регистрацию внебюджетного фонда и исключить его из реестра. После устранения выявленных нарушений и их последствий регистрация может быть возобновлена.

Фонд инвестирования жилищного строительства.

Субъекты Федерации и местные органы самоуправления создают региональные внебюджетные (экономические) фонды. На основе Указа Президента Российской Федерации «О разработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования жилищной сферы» от 24 декабря 1993 г. №2281 формируются внебюджетные фонды развития жилищной сферы. Правительство РФ утвердило примерный порядок создания и использования региональных (местных) внебюджетных фондов развития жилищного строительства.

Основными задачами региональных (местных) внебюджетных фондов развития жилищного строительства являются: создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования жилищной сферы; эффективное использование средств на формирование рынка жилья; содействие развитию производственной базы домостроения.

Средства фондов формируются за счет добровольных' взносов юридических лиц, граждан, целевых кредитов под гарантию органов местного самоуправления, дивидендов от операций с ценными бумагами, приобретенными на временно свободные средства фонда,> платы за инжиниринговые, информационные и другие услуги, оказываемые службой фонда. Из фондов финансируются строительство жилья и объекты социальной инфраструктуры, строительство и ремонт объектов ЖКХ, социальная поддержка малоимущим группам населения для оплаты строительства и содержания жилья.



 
Главная
Банковское дело
Бухгалтерский учет, аудит
Инвестиции
Экономика
Налоги
Финансы
Финансовое право
Прочие дисциплины
Карта сайта
Правила користування