Навигация
 
Главная  - Бухгалтерский учет, аудит  - Книги  - Энциклопедия бухгалтерского учета - Грачева Р.Е. Раздел II Ч.2
Энциклопедия бухгалтерского учета - Грачева Р.Е. Раздел II Ч.2
<< Содержание < Предыдущая

Учет государственных субсидий (дотаций) в жилищном хозяйстве

Под жилищными субсидиями в данном случае договоримся понимать компенсацию со стороны государства части эксплуатационных расходов жилищным организациям. Здесь следует сделать важное терминологическое уточнение: субсидиями эти бюджетные ассигнования называются потому, что выдаются они на самом деле гражданам, относящимся к малообеспеченной категории. Но поскольку выдаются косвенно, то есть непосредственными получателями этих целевых средств являются организации, ведающие жилищным хозяйством и нуждающиеся в покрытии убытков, возникающих в связи с реализацией жилищно-коммунальных услуг, то с учетной точки зрения их следует называть дотациями. Итак, для граждан этот вид финансовых компенсаций называется субсидией, а для предприятия жилхоза — дотацией.

Регулируемый тариф — тариф, установленный местными органами власти, по которому исчисляется плата за квартиру и коммунальные услуги отдельным (льготным) категориям граждан.

Расчетный тариф — тариф, который, помимо регулируемой части, включает дотацию из государственного бюджета.

Поскольку государственные жилищные субсидии (дотации) — это регулярные компенсационные целевые поступления, безусловно подлежащие получению жилищной организацией на основании действующего законодательства, то никаких сомнений в том, что эти средства будут (рано или поздно) получены, возникать не может. Следовательно, их начисление должно отражаться в учете вместе с предъявлением счетов к оплате с одновременным признанием их в качестве дохода отчетного месяца. Это как раз тот случай, когда нет смысла проводить начисление целевого финансирования двойной проводкой: через счет 48 (Д-т 377 К-т 48 или Д-т 311 К-т 48) и через счет 718 (Д-т 48 К-т 718). Достаточно одной прямой проводки: Д-т 377 К-т 718. Однако это вовсе не означает, что счет 48 в учете жилищных дотаций не может быть использован. Может, но лишь в том случае, если государственные дотации (субсидии) поступают предварительно, вследствие чего они не могут быть зачислены в доходы отчетного месяца немедленно. Предварительно полученные компенсации зачисляются в состав доходов по мере наступления соответствующих периодов, в счет которых они получены. Ниже будут рассмотрены два примера учета жилищных дотаций: при условии получения этих компенсаций после предъявления счетов к оплате (пример 2) и при условии их предварительного получения (пример 3).

По вопросу обложения этих дотационных сумм налогом на добавленную стоимость мнения специалистов расходятся. Так, многие считают, что п. 4.1. Закона Украины о НДС предписывает облагать этим налогом сумму, получаемую от квартиросъемщиков, рассчитанную по регулируемому тарифу. Процитируем этот пункт и выделим в нем часть текста, на которую следует обратить внимание, чтобы сделать правильный вывод:

«4.1. База налогообложения операций по продаже товаров (работ, услуг) определяется исходя из их договорной (контрактной) стоимости, определенной по свободным или регулируемым ценам (тарифам) с учетом акцизного сбора, ввозной пошлины, других общегосударственных налогов и сборов (обязательных) платежей, за исключением налога на добавочную стоимость, включаемых в цену товаров (работ, услуг) согласно законам Украины по вопросам налогообложения . В состав договорной (контрактной) стоимости включаются любые суммы денежных средств, стоимость материальных и нематериальных активов, передаваемых налогоплательщику непосредственно покупателем или через любое третье лицо в связи с компенсацией стоимости товаров (работ, услуг), проданных (выполненных, предоставленных) таким налогоплательщиком».

Анализируя слова: «В состав договорной (контрактной) стоимости включаются любые суммы денежных средств,... передаваемые налогоплательщику непосредственно покупателем или через любое третье лицо в связи с компенсацией стоимости услуг», нетрудно сделать вывод: в облагаемую НДС базу включается вся сумма, предъявленная к получению от квартиросъемщиков и государства, предоставляющего им дотацию, так как именно государство в этом случае выступает «третьим лицом», компенсирующим стоимость предоставляемых жилхозом услуг. Регулируемый тариф — это в данном случае лишь тот предел, выше которого нельзя рассчитывать квартплату и плату за коммунальные услуги, предъявляемую отдельным категориям граждан. Но жилищная организация ведь продает свои услуги не по регулируемому, а по свободному (расчетному) тарифу. Следовательно, именно расчетный тариф и формирует свободную цену. Свободная цена — объект обложения НДС (см. тот же п. 4.1). Регулируемые цены, как база налогообложения, принимаются во внимание тогда, и только тогда, когда сверх этой цены ничего от третьих лиц предприятие не получает.

Итак, налоговые обязательства по НДС, как и валовые доходы, в налоговом учете возникают чаще всего в момент начисления платежей к оплате. Это можно объяснить тем, что компенсацию в виде бюджетных субсидий жилищная организация получает на расчетный счет, как правило, позже момента ее начисления, и квартиросъемщики также оплачивают эти услуги по истечении месяца и очень редко вносят эти платежи предварительно. Из этих условий и будем исходить в нашем примере. Для его упрощения примем условие, что субсидии назначены всем жильцам дома.

ПРИМЕР 2. Учет жилищных субсидий при условии их получения после предъявления счетов к оплате

Условия

• Начислена квартирная плата по расчетному тарифу за январь 7500 грн, плюс НДС —1500 грн.

• Жильцам дома предъявлены счета по регулируемому тарифу на общую сумму 5000 грн, плюс НДС —1000 грн.

• Задолженность государства по субсидиям составила 3000 грн.

Таблица 2.182

№ п/п

Содержание операции

Обороты по счетам

Сумма

Основные хозяйственные операции

Операции расчетов по налогам

Д-т

К-т

Д-т

К-т

1.

Предъявлены квартиросъемщикам счета к оплате (по регулируемому тарифу)

361

703

 

 

6000

2.

Начислены налоговые обязательства по НДС в связи с начислением выручки к получению

 

 

703

641

1000

3.

Начислена задолженность государства по субсидиям к получению

377

718

 

 

3000

Начисленная выручка за вычетом НДС признана доходом отчетного периода

4.

В части, взимаемой с квартиросъемщиков

703

791

 

 

5000

5.

В части, компенсируемой государством

718

791

 

 

2500

Поступление на счет оплаты и субсидий

6.

Оплата от квартиросъемщиков

311

361

 

 

6000

7.

Субсидии от государства

311

377

 

 

3000

8.

Начислены налоговые обязательства по НДС (согласно пп. 7.3.5 Закона о НДС)

 

 

718

641

500

ПРИМЕР 3. Учет жилищных субсидий при условии их предварительного получения

Условия

• На расчетный счет жилищной организации поступили средства целевого финансирования в виде субсидий, назначенных жильцам, за шесть месяцев вперед —18000 грн.

• Начислена квартирная плата по расчетному тарифу за январь 7500 грн, плюс НДС — 1500 грн.

• Жильцам дома предъявлены счета по регулируемому тарифу на общую сумму 5000 грн, плюс НДС —1000 грн.

• Сумма государственных субсидий в этих платежах составила 3000 грн.

Таблица 2.183

 

 

Обороты по счетам

 

№ п/п

Содержание операции

Основные хозяйственные операции

Операции расчетов по налогам

Сумма

 

 

Д-т

К-т

Д-т

К-т

 

1.

Поступили на счет жилищной организации средства целевого финансирования для компенсации стоимости коммунальных услуг и квартирной платы отдельным категориям квартиросъемщиков

311

48

 

 

18000

2.

Начислены налоговые обязательства по НДС (согласно пп.7.3.5 Закона о НДС)

 

 

48

643

3000 |

 

п/п

Содержание операции

Обороты по счетам

Сумма

Основные хозяйственные операции

Операции расчетов по налогам

Д-т

К-т

Д-т

К-т

3.

Предъявлены квартиросъемщикам счета к оплате (по регулируемому тарифу)

361

703

 

 

6000

4.

Начислены налоговые обязательства по НДС в связи с начислением выручки к получению

 

 

703

641

1000

5.

Признание части средств целевого финансирования в качестве выручки от реализации услуг

48

718

643

718

3000

6.

Часть налоговых обязательств по НДС соответствующая начисленной выручке (доход от целевого финансирования) констатируется в расчетах с бюджетом

 

 

718

641

2500

500

Начисленная выручка за вычетом НДС признана доходом отчетного периода

7.

В части, взимаемой с квартиросъемщиков

703

791

 

 

5000

8.

В части, компенсируемой государством

718

791

 

 

2500

9.

Поступление оплаты по счетам, предъявленным квартиросъемщикам

311

361

 

 

6000



 
Главная
Банковское дело
Бухгалтерский учет, аудит
Инвестиции
Экономика
Налоги
Финансы
Финансовое право
Прочие дисциплины
Карта сайта
Правила користування